АКАДЕМИЯ
НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АККРЕДИТАЦИИ
НА 2023-2029 гг
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
По периодической аккредитации сохранены основные требования действующие сегодня:
Варианты образовательных активностей за отчетный период:
а) 144 часа исключительно за счет программ повышения квалификации (допускается освоение программ, не включенных в перечень портала НМО);
б) 144 часа за счет не менее 72 часов программ повышения квалификации + иных образовательных активностей (интерактивные образовательные модули и образовательные мероприятия, освоение которых зафиксировано на портале НМО;
Баллы НМО набирать не обязательно!
Медицинские и фармацевтические работники принимают исключительно добровольное участие в освоении программ повышения квалификации и образовательных мероприятий входящих в перечень портала НМО;
250 баллов не нужны для продления допуска к работе
2 способа подачи документов на периодическую аккредитацию
а) через ФРМР (основной способ), портфолио формируется в личном кабинете ФРМР;
б) почтовым отправлением (если специалист не внесен в ФРМР)
Упрощенные условия для врачей имеющих квалификационную категорию
Специалисты, аттестованные на квалификационную категорию в текущем году или году, предшествующем подаче документов на периодическую аккредитацию, смогут пройти её без формирования профессиональной части портфолио — достаточно будет только образовательной части (сведений об обучении);
Педагогические и научные работники теперь могут согласовывать отчет о профессиональной деятельности в учебном заведении, где они осуществляют профессиональную деятельность.
Варианты подачи документов
На первичную и первичную специализированную аккредитацию:
В бумажном виде
С использованием цифровых решений ФРМР ЕГИСЗ/Единый портал Госуслуг
Как распознать недобросовестные образовательные учреждения в ДПО?
Как распознать недобросовестные образовательные учреждения в ДПО?
Первое, на что нужно обратить внимание при поиске учреждения в интернете — это доступность информации об учредителях, методистах, руководящем и педагогическом составе, сведения о программах обучения. Часто эта информация совершенно неизвестна, а она должна находится в общих сведениях, в легком доступе на сайте.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации»

Если вы видите, что учреждение предлагает сотни курсов, по разным специальностям, но при этом Вам не доступна информация о преподавателях, о практических и/или клинических базах, где можно обучиться — это повод задуматься о добросовестности данного учреждения.

Да, многие уповают на дистанционное обучение, но имейте в виду, что медицинские работники НЕ ИМЕЮТ права проходить профессиональную переподготовку и повышение квалификации исключительно дистанционно.

Возможность дистанционного обучения прописана в статье 16 Федерального закона об образовании. Эта статья содержит особенности и ограничения, связанные с использованием дистанционного обучения, а также утвержденный перечень профессий, специальностей и направлений переподготовки, по которым НЕ допускается исключительно дистанционная форма обучения. В настоящее время такого перечня для специалистов с высшим медицинским образованием пока нет, однако нет никаких сомнений, что такой перечень появится в самое ближайшее время и большинство медицинских специальностей, если не все, будут туда включены.

Дело в том, что такой перечень уже утверждён для работников со средним профессиональным образованием.
Перечень специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22).
В этом перечне совершенно четко сказано, что не допускается исключительно дистанционное обучение. Подобный подход будет реализован и в отношении врачей.

В августе 2017 года были внесены изменения в приказ № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

В порядке прописано, что если обучение осуществлялось исключительно в дистанционной форме, без аудиторных занятий, то в документе об обучении должно быть написано, что реализация осуществлялась в форме онлайн-курсов, дистанционно. Если не указана форма дистанционного обучения при реализации программы исключительно в дистанционной форме, то документ об обучении выдан с нарушением действующих требований.

Если вы зачисляетесь в образовательное учреждение, где предлагают учиться врачам и среднему медицинскому персоналу ТОЛЬКО дистанционно — отнеситесь к этому с осторожностью.

Низкая стоимость обучения. Заманчиво не так ли?

Огорчение от поддельных или выданных с нарушениями документов длится намного дольше, чем радость от низкой цены.

Дело в том, что учреждения с низкой стоимостью обучения не запрашивают необходимые документы у учащегося, не ведут должным образом его личное дело и не ведут внутренний реестр выданных документов. У них нет сведений о преподавателях и их зарплатах. Часто выдают документы тому, кто юридически не мог пройти этот курс (например, те, кто не готов предоставить необходимый пакет документов), а иногда проводят юридически не существующее «обучение» (например, профессиональная переподготовка по стоматологии общей практики или ортодонтии).

«А как же лицензия на образовательную деятельность? Ведь она есть у всех этих учреждений!»

Все организации ДПО должны иметь лицензию на соответствующий вид деятельности. К сожалению реалии таковы, что с 2013 года получить такую лицензию не составляет никакого труда, лишь небольшие денежные затраты. В соответствии с действующим законодательством первая плановая проверка таких учреждений проводится через 3 года после выдачи лицензии. Поэтому, не дожидаясь проверки, такие учреждения ликвидируются, затем открывается новое юридическое лицо и получается новая лицензия еще, как минимум на 3 года. Поэтому наличие лицензии — это еще не гарант качества обучения и законности полученных у них документов.

Чем грозит учащемуся отсутствие внутреннего реестра образовательного учреждения?

Сертификат специалиста выдается образовательным учреждением только после обучения, с последующим получением диплома (после профессиональной переподготовки: от 250 часов) или удостоверением (после повышения квалификации от 144 часов), данные о которых должны быть занесены в единый реестр Рособранадзора.

В 2019 году Рособрнадзор Минобразования России запускает модуль учета документов, выданных учреждениями дополнительного профессионального образования (ДПО). Данные учреждения должны внести данные о выданных документах (дипломах, сертификатах, удостоверениях) за весь срок своего существования.(Письмо Рособрнадзора от 24.12.2018 № 05−499 О проведении мониторинга заполнения ФИС ФРДО «Рособрнадзор напоминает, что с января 2019 г. Вводится в эксплуатацию модуль ФИС ФРДО для внесения сведений о документах, об образовании по программам дополнительного профессионального образования, профессионального образования».)

Ранее, до 2019 г., единого реестра Рособрнадзора для ДПО не существовало и проверить свои документы о ДПО ни врач, ни руководитель медицинского учреждения, ни проверяющие органы не могли.

Сейчас переход и подключение к модулю ДПО Рособрнадзора уже происходит и все недобросовестные «образовательные организации» внести данные о ранее выданных документах просто не смогут.

Когда придет время полностью переходить на систему НМО (2021г.) и заносить свои данные на портал Минздрава, начнутся несоответствия. Выяснится, что сертификаты специалиста были выданы образовательными учреждениями, которые по каким-то причинам не внесли в единый реестр Рособрнадзора все необходимые данные об учащихся, дипломах и удостоверениях.

Таким образом, все специалисты, кто воспользовался услугами простого, легкого и дешевого получения допуска к профессиональной деятельности — останутся не у дел, т.к. их документы окончательно потеряют свою ценность и есть все шансы в дальнейшем не получить допуска к профессиональной деятельности.

Какие есть варианты обезопасить себя, например директору клиники, который нанимает сотрудника с документами о повышении квалификации или профессиональной переподготовке?

Во-первых, не стесняйтесь делать запрос в те учреждения, где эти документы выданы, даже если на них стоит «знак качества» от крупных государственных ДПО при ВУЗАх. Мошенники очень часто предлагают дипломы-сертификаты любого крупного ВУЗа страны. Вы удивитесь, если мы скажем, что такие мошенники есть в легком доступе в интернете, даже с адресами офисов, телефонами в крупных городах — приезжай и покупай. Поэтому всегда подавайте официальный запрос в те учреждения, где эти документы были выданы. И ждите официального ответа, это может спасти Вашу профессиональную репутацию.

Далее, если мы говорим о частных образовательных учреждениях, заходите на сайт и проверяйте наличие всего перечисленного: руководящий, административный, методический и педагогический состав, проверяйте наличие учебно-тематических планов и описание программ.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785"Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации".
Обращайте внимание на акты и предписания прошедших проверок, эта информация может быть очень полезной.

Таким образом, опасайтесь многопрофильных частных образовательных учреждений с сотнями дистанционных курсов, с малым количеством административного, методического и педагогического состава, где Вам рассказывают о десятках тысяч выпускников. Пожалуй — это тот момент, когда стоит начинать проверять.

Использованные материалы:
И.С Кицул РТР-Медицина rostr.net
1. 273-ФЗ об образовании
2. Приказ № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации»
4. Перечень специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22).
5. Письмо Рособрнадзора от 24.12.2018 № 05−499 О проведении мониторинга заполнения ФИС ФРДО «Рособрнадзор напоминает, что с января 2019 г. Вводится в эксплуатацию модуль ФИС ФРДО для внесения сведений о документах, об образовании по программам дополнительного профессионального образования, профессионального образования».